Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Брачные касты в иудаизме

Попытка подобрать основные источники. С опорой на давний доклад М.Григера

Родословная священников

Против Апиона 1:7
Они не только с самого начала приставили к этому делу лучших и всецело преданных служению Богу людей, но и позаботились о чистоте и несмешанности священнического рода (Lev. XXI, 7-9, 13-15. Предписания относительно священнических браков строго соблюдались во все времена. Уже при Ездре (Езд.2:61-63) и Неемии (Неем.7:63-65) все священники, которые не могли доказать своей родословной на основании записей, не допускались к жертвоприношениям. Что эти правила соблюдались священниками в Египте и Вавилоне, сообщается также в Талмуде (Кетубот 25а). См. Jeremias J. Jerusalem in the Time of Jesus. L., 1969, p. 213 ff, также A. Buchler. Family Punty and Family Impunty in Jerusalem before A.D. 70. L., 1956, p. 68).
Ведь всякому причастному к священству должно производить потомство от женщины из своего рода и не взирать ни на ее богатство, ни на какие другие преимущества, но со всей тщательностью исследовать ее родословную, с тем чтобы установить преемственность по архивным записям и на основании многочисленных доказательств убедиться в ее непрерывности. И так поступаем мы не только в самой Иудее, но повсюду, где только существуют у нашего народа колонии, везде в точности исполняются для священников правила о браках, — я имею в виду живущих в Египте, Вавилоне или в каких-то других местах, где проживают представители священнического рода, рассеянные по различным частям ойкумены. Они составляют и отсылают в Иерусалим списки родственников и их предков со стороны отца, а также тех, кто это засвидетельствовал. Если же бывает война, как это уже случалось не раз — при вторжении в страну Антиоха Епифана, Помпея Магна и Квинтилия Вара, и в особенности уже в наше время, — то оставшиеся в живых священники заново составляют списки на основании древних архивных записей и удостоверяют по ним уцелевших женщин. Ибо с теми из них, которые побывали в плену, они уже не сочетаются браком, предполагая зачастую случающееся у них смешение с иноплеменниками (Ср. Antiquit. III, 276; XIII, 292; Vita 414. Это запрещение относительно священнических жен в Библии не встречается, а вырабатывается впоследствии).

Брачные правила священников, левитов и исраэлитов

Древности IV 8:23
Всякий, кто достигнет брачного возраста, пусть берет себе в жены свободнорожденную девушку из хорошего дома… Свободнорожденным не следует вступать в брак с рабынями, даже хотя бы к тому побуждала их сильная страсть, так как сдерживать свои порывы служит лучшим украшением человека и весьма способствует сохранению им своего [человеческого] достоинства… Кроме того, лишь у детей, происшедших не от позорных браков или от таких, которые были заключены не по свободному выбору, развивается благородный и свободный склад ума, который склонен к добродетели.
Зачатки понятия «хорошая родословная», но каст ещё нет.
В Кумране каст тоже нет.

Кидушин 4:4-5
משנה ד
[ד] הנושא אשה כהנת צריך לבדוק אחריה ארבע אמהות שהן שמנה אמה ואם אמה ואם אבי אמה ואמה ואם אביה ואמה ואם אבי אביה ואמה לויה וישראלית מוסיפין עליהן עוד אחת:

משנה ה
[ה] אין בודקין לא מן המזבח ולמעלה ולא מן הדוכן ולמעלה ולא מן סנהדרין ולמעלה. וכל שהוחזקו אבותיו משוטרי הרבים וגבאי צדקה משיאין לכהונה ואין צריך לבדוק אחריהן. ר' יוסי אומר אף מי שהיה חתום עד בערכי הישנה של צפורי. רבי חנינא בן אנטיגנוס אומר אף מי שהיה מוכתב באסטרטיא של מלך:

Тосефта Кидушин 8:1 – Запрещение брака с вдовами непригодных для брака
רבן שמעון בן גמליאל אומ' כל שאתה מותר לישא בתו אתה מותר לישא אלמנתו וכל שאי אתה מותר לישא בתו אי אתה מותר לישא אלמנתו

Десять каст

Кидушин 4:1-3 – 10 каст

[א] עשרה יוחסין עלו מבבל: כהני לויי ישראלי חללי גירי וחרורי ממזרי נתיני שתוקי ואסופי.
כהני לויי וישראלי מותרים לבא זה בזה, לויי ישראלי חללי גירי וחרורי מותרים לבא זה בזה, גירי וחרורי ממזרי ונתיני שתוקי ואסופי כולם מותרין לבא זה בזה:

משנה ב
[ב] ואלו הם שתוקי: כל שהוא מכיר את אמו ואינו מכיר את אביו. אסופי: כל שנאסף מן השוק ואינו מכיר לא אביו ולא אמו. אבא שאול היה קורא לשתוקי בדוקי:

משנה ג
[ג] כל האסורים לבא בקהל מותרים לבא זה בזה, רבי יהודה אוסר. רבי אליעזר אומר ודאן בודאן – מותר, ודאן בספיקן [וספיקן בודאן] וספיקן בספיקן – אסור. ואלו הן הספיקות: שתוקי אסופי וכותי:

Тосефта Кидушин 8:1 – добавлены ещё самаритяне.
בן תשע שנים ויום אחד עמוני ומואבי מצרי ואדומי כותי נתין וממזר שבא על בת כהן ועל בת לוי ועל בת ישראל - פסלה מן הכהונה. ר' יוסה אומ' כל שזרעו כשר היא כשירה וכל שזרעו פסול היא פסולה.
Мишна Кидушин 4:6-7 – запретные для священника браки
משנה ו
[ו] בת חלל זכר פסולה מן הכהונה לעולם. ישראל שנשא חללה בתו כשרה לכהונה. חלל שנשא בת ישראל בתו פסולה לכהונה. רבי יהודה אומר בת גר זכר כבת חלל זכר:

משנה ז
[ז] רבי אליעזר בן יעקב אומר ישראל שנשא גיורת בתו כשרה לכהונה וגר שנשא בת ישראל בתו כשרה לכהונה, אבל גר שנשא גיורת בתו פסולה לכהונה. אחד גר ואחד עבדים משוחררים, אפילו עד עשרה דורות עד שתהא אמו מישראל.
רבי יוסי אומר אף גר שנשא גיורת בתו כשרה לכהונה:

Тосефта Кидушин 4:15 - родословная гера, раба и мамзера
הלכה טו
כהנת ולויה וישראלית שניסו לגר - הולד גר, לעבד משוחרר - הולד עבד משוחרר
Санѓедрин 94а: «Гер до десяти поколений – не ругай арамейцев в его присутствии». Происхождение чувствовалось, помнилось и припоминалось до 10 поколений!


Понимание слова «гер» как «прозелит», а не как «чужак, живущий среди нас» - с Септуагинты.
Но с другой стороны – нетиним (гивоним – Йеѓошуа 9, Эзра со ссылкой на Давида, Нехемья). Имена нетиним встречаются даже в надписях II в.н.э.


Кто мамзер?

Мишна Йевамот 4:12-13
[יב] המחזיר גרושתו והנושא חלוצתו והנושא קרובת חלוצתו - יוציא והולד ממזר, דברי רבי עקיבא, וחכמים אומרים אין הולד ממזר. ומודים בנושא קרובת גרושתו שהולד ממזר:

[יג] איזהו ממזר? כל שאר בשר שהוא בלא יבא - דברי רבי עקיבא. שמעון התימני אומר כל שחייבים עליו כרת בידי שמים, והלכה כדבריו. רבי יהושע אומר כל שחייבים עליו מיתת בית דין. אמר רבי שמעון בן עזאי: מצאתי מגילת יוחסין בירושלם וכתוב בה "איש פלוני ממזר מאשת איש", לקיים דברי רבי יהושע
Мишна Хагига 1:7
זה הבא על הערוה והוליד ממנה ממזר

Мишна Йевамот 7:5
בת ישראל לכהן ובת כהן לישראל וילדה הימנו בת והלכה הבת ונישאת לעבד או לגוי וילדה הימנו בן - הרי זה ממזר

Тосефта Кидушин 4:16
הלכה טז
גוי ועבד הבאו על בת ישראל והולידה בן - הולד ממזר.
ר' שמעון בן יהודה אומ' משם ר' שמעון: אין ממזר אלא מן האשה שאיסורה איסור ערוה וחייבין עליה כרת

Границы этой касты ещё не были определены.

Кастовая дефиниция как инструмент власти.

Африкан (III в.) – Ирод сжёг генеалогии, потому что боялся разоблачения: он-то был из идумеев. Неодобрительное отношение к Ироду: и мудрецы, и Флавий.
Мишна Кидушин 4:8 - объявление мамзером
[ח] האומר בני זה ממזר אינו נאמן, ואפילו שניהם אומרים על העובר שבמעיה ממזר הוא אינם נאמנים. רבי יהודה אומר נאמנים:
Кидушин 71а – כל הפוסל במומו פוסל «всякий объявляющий кого-либо непригодным сам непригоден по этой самой причине».
Бава батра 3б - «Каждый происходящий из дома Хасмонеев – раб» - обвинение священнического семейства Хасмонеев в ущербной родословной.
Вавилонский Талмуд, Йевамот – перечисление городов, в которых живут евреи с ущербной родословной. Укрепление кастовой системы в Вавилоне – см. Гафнии.

Ньюснер – стремление мудрецов к категоризации. Развитие брачного законодательства: ограничения на браки священников и первосвященника в Торе à запрет экзогамии при Эзре à брачные касты.

Ѓорайот 3:8 – чистокровность не единственный критерий.
כהן קודם ללוי, לוי לישראל, ישראל לממזר, וממזר לנתין, ונתין לגר, וגר לעבד משוחרר. אימתי? בזמן שכולן שוין, אבל אם היה ממזר תלמיד חכם וכהן גדול עם הארץ - ממזר תלמיד חכם קודם לכהן גדול עם הארץ:


Накидайте мне дополнительных источников, пожалуйста. Включая ссылки на давние обсуждения: их было несколько, я помню.
Tags: талмудическое, ѓалаха
Subscribe

  • Как по-прежнему управляется Израиль

    Координатор действий в Иудее и Самарии уведомил палестинскую администрацию, что численность разрешений на работу в Израиле будет увеличена на 15…

  • (no subject)

    Эрдоган передал Израилю, как говорится, "месседж". Он позвонил президенту и сорок минут говорил с ним о "сотрудничестве, невзирая на разногласия".…

  • (no subject)

    Когда Бог хочет погубить кого-либо, Он лишает его разума. А чтобы лишить политика разума, его надо отправить в оппозицию. Когда Биби был…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Как по-прежнему управляется Израиль

    Координатор действий в Иудее и Самарии уведомил палестинскую администрацию, что численность разрешений на работу в Израиле будет увеличена на 15…

  • (no subject)

    Эрдоган передал Израилю, как говорится, "месседж". Он позвонил президенту и сорок минут говорил с ним о "сотрудничестве, невзирая на разногласия".…

  • (no subject)

    Когда Бог хочет погубить кого-либо, Он лишает его разума. А чтобы лишить политика разума, его надо отправить в оппозицию. Когда Биби был…