Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Хорошо забытое старое

Из отчёта, подготовленного для JCC и CJF одним из главных спонсоров еврейского образования – г-ном Мортоном Манделем (да-да, тем самым Mandel).

Трудности, с которыми сталкивается еврейское образование в США и Канаде, в известной мере аналогичны трудностям всей системы просвещения в этих странах. В числе главных проблем официальные отчеты называют нехватку талантливых преподавателей и снижение требований к уровню образования. Дефицит ресурсов — человеческих и материальных, отсутствие перспектив, снижение социального статуса педагога — все это проблемы, общие для еврейской и государственной систем образования в Северной Америке.
В настоящее время 28% евреев в возрасте до 40 лет состоят в смешанных браках, тогда как у их родителей доля смешанных браков почти вдвое ниже. [Нам бы их заботы…]
По оценкам экспертов, на нужды еврейского образования в США ежегодно расходуется свыше миллиарда долларов…
В прошлом большая часть детей посещала вечерне-воскресные (дополнительные) школы. Сегодня эти школы испытывают возрастающие трудности, связанные с недостатком мотивации учащихся. Днем дети учатся в обычной школе; затем они должны приготовить домашнее задание. Остающиеся часы досуга приходится делить между телевидением, играми, спортом, музыкой и другими увлекательными занятиями. Недостаток мотивации больно бьет по вечерне-воскресным школам. Несмотря на ряд отрадных исключений, они приходят в упадок, и число их сокращается. Одновременно падает и уровень преподавания. По словам одного из членов Комиссии, "до тех пор, пока посещение вечерне-воскресной школы из обязанности не превратится в радость, дополнительное образование не сможет выполнять свою задачу»…
Число дневных еврейских школ, напротив, возрастает. В этих школах учатся, главным образом, дети из религиозных семей. Однако количество учащихся в этих школах не превышает 12% от общего числа. Большинство родителей по прежнему опасается замкнутости, которой чревато национальное образование, ведущее, по их мнению, к нежелательной изоляции от американского общества. Главной проблемой дневных школ является непомерная плата за обучение (ведь все эти школы — частные)…
Примерно четверть всех еврейских студентов охвачена теми или иными образовательными программами по иудаике. При этом в большинстве высших учебных заведений эти программы оказывают лишь незначительное влияние на студентов…
Не только большинство американских евреев, но даже большая часть работников сферы образования никогда не бывала в Израиле…
В прошлом ведущую роль в формировании общинных лидеров играли молодежные движения, питомцами которых были многие представители интеллигентных профессий. Сейчас молодежные движения переживают спад, число их членов сокращается…
В США и Канаде около миллиона еврейских детей школьного возраста. Три четверти из них посещали еврейские школы, но как правило недолго и нерегулярно. В настоящий момент около шестисот тысяч детей не охвачено никакими формами еврейского школьного обучения, хотя, возможно, участвуют в других образовательных программах. Число учащихся в еврейских школах (дневных и вечерних) резко сокращается после бар-мицвы (или бат-мицвы): посещаемость падает сразу на 60%...
За двадцать лет, с 1962 до 1982 года, число учеников еврейских школ сократилось на 35%... меньшение интереса к еврейскому образованию сыграло не меньшую роль, чем изменение демографической ситуации. Особенно губительно оно сказалось на вечерне-воскресной школе: здесь количество учащихся сократилось вдвое — с 540 до 280 тысяч. А ведь речь идет о самом распространенном типе еврейского образования! Прорехи в сети дополнительного образования отчасти компенсировал рост числа учащихся в дневных школах. За указанный период он составил 80% — с 60 до 110 тысяч…
Широкие учительские массы не вовлечены в деятельность методических центров, хотя именно учителя больше всех заинтересованы в их успехе. Не встречают поддержки усилия методистов, направленные на разработку новых учебных материалов, особенно тех, которые рассчитаны на применение в области неформального образования…
Недостаточная поддержка общины гасит энтузиазм и сужает творческие перспективы учителей и всех работников сферы еврейского образования…
Если в государственных средних школах половина преподавателей имеют степень магистра, то в дневных еврейских школах академическую степень по иудаике встретить не так-то легко. Еще хуже дело обстоит в вечерне-воскресных школах: здесь больше половины учителей не имеют даже среднего специального еврейского образования! Неудовлетворительно дела обстоят и в системе неформального образования. Будущие работники этой области получают соответствующую подготовку. Но среди предметов, которые они изучают, нет еврейских…
Недостаточная оплата труда является одной из проблем государственной системы образования. В еврейском образовании она стоит еще острей. Только 14% работников (в основном те, кто занят на полную ставку) зарабатывают больше 20 тыс. долл. в год. В то же время 41% получает менее 3 тыс. долл. (разумеется, речь идет о частичной занятости). Лишь пятая часть работников системы еврейского образования застрахована в своих учреждениях на случай болезни и имеет право на пособие и оплату определенных видов лечения. В 1988 году средняя заработная плата учителей вечерне-воскресных школ, преподающих 12 часов в неделю, составила 9 тыс. долл. в год. У работников дошкольных учреждений она была лишь чуть больше — 10 тыс. долл. Преподаватели дневных школ, работавшие с полной нагрузкой, получали в среднем 19 тыс. долл. в год. Это намного меньше, чем в государственных учебных заведениях. Для сравнения: средняя оплата труда в государственных детских садах составляла тогда же 25 тыс. долл. в год, а в школах — 30 тыс. долл. Эти цифры были опубликованы Национальной ассоциацией образования…

Далее - тактика и стратегия. Очень полезно и познавательно. Если бы не тягучая оскомина на зубах от слов creative thinking и strategic planning.
Tags: еврейское
Subscribe

  • Две хорошие израильские новости

    Первые грузовые суда зашли в два новых морских порта - возле Ашдода и возле Хайфы. * Израиль принят наблюдателем в Африканский союз.

  • Статистика ковида по Израилю за месяц

    Данные Минздрава Израиля, на иврите, но это неважно. Верхний ряд, справа налево: новые носители; процент заражённых среди проверенных; тяжелобольные.…

  • (без темы)

    Очень полезным министром оказался Исауи Фрейдж, араб из Кфар-Касема, МЕРЕЦ, министр регионального сотрудничества. Он организовал встречу наших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment