Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

"Из-за христиан"?

Вавилонский Талмуд, Таанит 27б
Почему [люди "маамада"] не постятся в первый день недели? Сказал р.Йоханан: Из-за נוצרים.

Простое понимание: "из-за христиан". Христиане празднуют воскресенье, и р.Йоханан говорит, что в этот день не постились. Раши: потому что христане в этот день празднуют.
Есть мнение, что здесь נוצרים нужно читать как נוצרָים, сотворённые, и это высказывание вводит следующее: "потому что это третий день после создания человека".
А Меири говорит, что здесь имеются в виду вавилоняне, которые в Ирмияѓу 4:16 называются נוצרים - "осаждающие". Якобы у вавилонян было празднование в воскресенье, поэтому в этот день воздерживаются от поста.

Посмотрим рукописи.
Геттинген Ms.hebr. 3 Or. 13 - נוצרים
Мюнхенская 140 - נוצרים.
Мюнхенская 95 - נוצרים.
Лондонская Harley 5508 - נוצריים, правда, читается плохо. Но в этом варианте явно имеются в виду христиане, а не "осаждающие" и не "сотворённые".
Ватиканская Ebr.134 - מפני כבוד הנוצרים, даже так.

Но господа мои! Р.Йоханан комментирует барайту, говорящую о постах людей "маамада", а "маамады" были только во времена Храма, когда никаких христиан не было! Да и вавилоняне тут ни при чём: "маамады" были только в стране Израиля. К тому же воскресенье стало христианским праздничным днём, если я не ошибаюсь, только после указа Константина (321 г.) и после Лаодикийского собора (343 г.) - через 50 лет после р.Йоханана.
Вот и Маѓарша (в его рукописи было מפני הגלילים - "из-за галилеян") пишет:
"Дело было во времена Храма, когда мы ещё властвовали над ними. И из этого следует, что неевреи праздновали воскресенье ещё до "галилеян", ведь "маамады" были ещё в Первом Храме, когда галилеян не было. А люди "маамада" (он пишет "мишмар", но явно имеет в виду "маамад") потому не постились в воскресенье, чтобы не сказали: они тоже почитают воскресенье".
Маѓарша замечает, что во времена "маамадов" ещё не нужно было опасаться христиан, христанство ещё было гонимой религией!
Непонятно.
Tags: отношение к неевреям, талмудическое
Subscribe

  • Они вошли живыми в рай

    (по ранним и поздним мидрашным источникам): Ханох Метушелах [Элиэзер] слуга Авраѓама Биньямин, сын Яакова Серах, дочь Ашера Батья, дочь фараона три…

  • (no subject)

    "Ныне мы видим как сквозь стекло, загадки..." (1-е к Коринфянам, 13:12). Во времена Павла стекло практически всегда было мутным, едва пропускавшим…

  • Божественные качества, молитесь за нас?

    Есть такой гимн в слихот. Его часто пропускают, но он есть. Иногда его переделывают, чтобы было "божественные качества, молюсь я...", но получается…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • Они вошли живыми в рай

    (по ранним и поздним мидрашным источникам): Ханох Метушелах [Элиэзер] слуга Авраѓама Биньямин, сын Яакова Серах, дочь Ашера Батья, дочь фараона три…

  • (no subject)

    "Ныне мы видим как сквозь стекло, загадки..." (1-е к Коринфянам, 13:12). Во времена Павла стекло практически всегда было мутным, едва пропускавшим…

  • Божественные качества, молитесь за нас?

    Есть такой гимн в слихот. Его часто пропускают, но он есть. Иногда его переделывают, чтобы было "божественные качества, молюсь я...", но получается…