Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Ханука как борьба разума и веры

Существует несколько ханукальных мифов. Об одном из них – о том, что Матитьяѓу крикнул «Кто за Господа – ко мне!» - я уже где-то писал. А в последние дни я обратил внимание на ещё один миф.

Элияѓу Ки-Тов, «Книга нашего наследия» (ספר התודעה):
http://chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/07.htm
«Войдя в Храм, греки осквернили масло, то есть лишили ясности разум сынов Израиля, многие из которых стали предпочитать святой Торе греческую философию…
Греки не собирались решать евреев личной или экономической свободы. Они покушались только на духовную свободу, на еврейские «религиозные предрассудки». Они считали, что оказывают Израилю благодеяние, силой навязывая ему свою богатейшую культуру, философию, науку, язык.
Они стремились избавить Израиль от «невежества», «отсталости», приобщить его к современным идеям, к содружеству «цивилизованных наций»…
Греки экспортировали в Израиль эллинизм и стремились привить евреям свои ценности: преклонение перед силой и красотой человека и могуществом его разума…
Греки готовы были примириться со многими заповедями Торы, которые, как им казались, не слишком диссонировали с их обычаями. Их ненависть вызвали лишь три заповеди, которые они решили искоренить: соблюдение субботы, освящение новомесячий и обрезание. Они считали, что без этих мицвот Тора постепенно превратится в разновидность языческого культа…
Результатом победы греков был бы мир, не знающий Творца, полагающий, что он властвует временем и может позволить себе предаваться любым порокам!..
Греки гордились своей гуманностью, обширными знаниями и умением управлять – и предстали перед всем миром жестокими варварами, потоками проливавшими кровь невинных жертв…»

Мы все читали Маккавейские книги, отрывки о Хануке в Талмуде и мидрашах (мишна Мидот 2:3, Шабат 21б, Шабат 23а, Мегила 11а, Берешит раба 2 и Берешит раба 16). Там говорится, что греки-злодеи запретили храмовое служение, осквернили масло, пробили в стенах Храма 13 проломов, затемнили жизнь евреев своими указами, запретив обрезание, освящение месяцев и соблюдение субботы, посягнули на еврейских женщин (Раши на Шабат 23а и Рамбам Ханука 3:1) и заставляли евреев приносить в жертву Зевсу свиней:
«41Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом 42и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя.
43И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу.
44Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, 45и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками 46и оскверняли святилище и святых, 47чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, 48и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, 49для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления.
50А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти».
(1-я Книга Маккавеев, 1:44-47).

Но нигде в этих источниках не сказано о навязывании греческой философии, религиозных предрассудках, цивилизации, отсталости, гуманизме, умении управлять и рационализме!
Так вот, откуда дровишки?

Интересно, что эта тема поднимается и в Хабаде. Так, последний Ребе говорил:
«Целью греческих указов было, как сказано в ханукальной молитве, «заставить евреев забыть ТВОЮ Тору». Они не возражали против изучения Торы – лишь против того, чтобы евреи, изучая её, чувствовали связь со Всевышним». Также они хотели заставить евреев «нарушить законы, данные ТВОЕЙ ВОЛЕЙ». Они не возражали даже против соблюдения «хуким», законов без обоснования, лишь бы можно было найти им рациональное объяснение. Они хотели, чтобы евреи перестали относиться к этим законам как к выражению Божественной воли» (Ликутей сихот 3, стр. 814).
Эта идея опирается на «Га-йом йом» Раяца от 2 тевета:
http://yeshiva.ru/seider/yom/tevet/2.htm
«Со стороны греков война была направлена на то, чтобы "заставить забыть их Тору Твою и отвернуть их от уставов Воли Твоей". И как сказано (в "Брейшис Рабо", глава 16): "записали... что нет им удела в Б-ге Израиля". Война была [направлена] против Б жественности: учите Тору, выполняйте ваши заповеди, только не вспоминайте о том, что это - Тора Всевышнего, а заповеди - уставы Воли Его, благословенного, не вспоминайте о Б жественности, [заключенной] в Торе и заповедях».
В комментированном издании «Ѓа-йом йом» здесь приводится ссылка на Тора ор 30а. Но там лишь объясняется смысл приказа «Напишите себе на рогах быка, что нет у вас удела в Боге Израиля»: «Души неевреев происходят косвенным образом от «быка», что в видении Йехезкеля, а души евреев – от «человека» в нём, и греки хотели лишить еврейские души их жизненной силы, связи с Богом Израиля». Здесь нет ни рациональности, ни разрешения изучать Тору без намерения устанавливать связь со Всевышним. Приходится признать, что Раяц высказал идею, не опирающуюся на внутрихабадские источники.
Можно ли найти её истоки? Можно, у Маѓараля в «Нер мицва». Здесь, например, переведён урок р.Й.Амиталя с изложением основных идей «Нер мицва» http://midrasha.net/article.php?id=2595#emphasis
«Греческая империя завещала миру ценности, изменившие человечество, демонстрируя большую духовную жизнеспособность, которой они обладали…
Вавилония - первая из четырёх - олицетворяет безудержное желание распространить своё владычество на весь мир. Это - власть во имя власти. Персия воплощает погоню за материальными благами, стремление к удовлетворению мирских желаний. Греция - в противоположность первым двум - представляет интеллектуальный и рациональный подход к миру, в котором преобладают и главенствуют идеи…
Вот почему борьба с Грецией потребовала беспощадности и бескомпромиссности: многих заставила поколебаться привлекательность эллинизма именно потому, что его философия исходила из некоторых здравых идей. Многие евреи воспринимали греческую культуру как нечто, превосходящее нашу собственную, и поэтому идеал распространения Света Торы померк».
(Дополнительные идеи из «Нер мицва» пересказаны здесь http://www.lechaim.ru/ARHIV/200/rapoport.htm)
Маѓараль определяет Грецию как царство идей, интеллекта, не осознающего свою укоренённость в Торе. Греки, по его мнению, боролись с Торой, так как «богатырь борется только с сопоставимым с ним богатырём» (Нер мицва, стр. 12). Греки, говорит Маѓараль, возражали не против «разумной Торы» (תורה שכלית), а против Божественной Торы (תורה אלקית) – её-то и хотели они отменить, сказав «напишите себе на рогах быка, что нет у вас удела в Боге Израиля». Борьба греков против евреев была, таким образом, борьбой за свободный разум.
Обратите внимание, что Маѓараль говорит о греках, не об эллинистах!

А френд nehag_sus подсказал мне, что в 1937 году Элияѓу Бикерман написал книгу Der Gott der Makkabaeer, в которой предположил, что на самом деле, гонения на иудаизм были развязаны Антиохом по науськиванию его еврейских советников - Ясона и особенно Менелая. Это они хотели "очистить" иудаизм от всяких «атавизмов» - кашрут, обрезание, эндогамия и т. п. Бикерман так и называет их - "реформ-юден". Разумеется, Бикерман не выдумал эту идею, он выразил витающее в воздухе настроение.

Можно предположить, что в период борьбы с ассимиляцией и реформизмом в Европе в еврейском мировоззрении слились две идеи: «эллинисты», евреи-приверженцы внешней греческой культуры из Маккавейских книг и Иосифона – и «греки, выступающие за рациональный иудаизм» из Маѓараля. И слились они в образе еврея-реформиста. Наконец-то стало понятно, с кем боролись наши предки и с кем мы должны себя отождествлять.
И вот Ки-Тов уверенно, без ссылок на источники пишет:
«Они стремились избавить Израиль от «невежества», «отсталости», приобщить его к современным идеям, к содружеству «цивилизованных наций»».
И эта идея тиражируется во множестве современных книг и брошюр о Хануке – опять-таки без ссылок на источник J.
Tags: Ханука
Subscribe

  • И только вчера я понял,

    какова логика разделения законов в Арбаа турим на четыре раздела. Орах хаим - то, что касается всех и всегда (будни, шабат, праздники); Йоре деа -…

  • Правила поста Йом-кипура 5782 г. в связи с коронавирусом

    Бейт-дин раввинов Хабада в Израиле Канун Йом-кипура 5782 г. После консультаций с хорошими профессиональными врачами – вот наши указания относительно…

  • Кашерность искусственного мяса

    (выращенного из стволовой клетки). Полемика уже "отшумела", на сегодня существуют два мнения. а) Получившееся мясо не имеет вообще никакого статуса,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • И только вчера я понял,

    какова логика разделения законов в Арбаа турим на четыре раздела. Орах хаим - то, что касается всех и всегда (будни, шабат, праздники); Йоре деа -…

  • Правила поста Йом-кипура 5782 г. в связи с коронавирусом

    Бейт-дин раввинов Хабада в Израиле Канун Йом-кипура 5782 г. После консультаций с хорошими профессиональными врачами – вот наши указания относительно…

  • Кашерность искусственного мяса

    (выращенного из стволовой клетки). Полемика уже "отшумела", на сегодня существуют два мнения. а) Получившееся мясо не имеет вообще никакого статуса,…