Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Нечто о статусе невежды

Рамбам, Законы свидетельства 11:1
Не знающий ни Писание, ни Мишну и не соблюдающий "дерех эрец" (то есть правила поведения в обществе) негоден для свидетельства, так как можно быть уверенным, что он нарушает большинство заповедей.
11:2 Если же мы убедились, что этот человек (не знающий Писание и Мишну) выполняет некоторые заповеди, совершает добрые дела, поступает честно и по совести - может свидетельствовать.

Основание для этого закона - в гемаре Хагига 22а. Но там это мнение р.Йосе, которое он аргументирует "ми-шум эйва", чтобы не было вражды между мудрецами и невеждами! "Если бы мы не были им нужны для торговли, они бы нас поубивали", как говорил один из амораев. А если бы не вражда - не принимали бы свидетельства у невежд.
Рамбам же делает из этого общее правило: совесть есть, доброта есть, кое-какие заповеди исполняет - значит, понаслышке знает ѓалаху и не совсем невежда, не чужд еврейской традиции.
Tags: Рамбам, ѓалаха
Subscribe

  • Подлецы

    Редакторам студенческого журнала DOXA избрали меру пресечения за "вовлечение несовершеннолетних". Мера называется "запрет определённых действий". А…

  • Методы полицейского давления в современной России

    1. Профилактика. Приходят к человеку и говорят: вы в "списке протестно настроенных", составленном в отделе борьбы с экстремизмом, поэтому на митинг…

  • (no subject)

    "...тростью он дразнил медведя — он был легок". (Тынянов о декабристе Лунине, единственном не прекратившем борьбу на каторге). Навальный, подающий в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments