Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Посмертная судьба души у евреев эпохи Мишны и Талмуда

Сделал небольшую подборку из текстов, приведённых у Урбаха ("Мудрецы Талмуда", стр. 89-114) и из библиотеки Хазарзара.
Иосиф Флавий, Иудейская воина III, 8, 5
"Правда, всем телам суждено умереть, так как они сделаны из преходящей материи; но душа не умрет, а пребудет вовеки, ибо она - Божественная часть, обитающая в телах".

Иосиф Флавий, Иудейская война VII, 8, 7
«От самого раннего пробуждения сознания... нам внушалось унаследованным от отцов Божественным учением - а наши предки подкрепляли это и мыслью, и делом - что не смерть, а жизнь - несчастье для людей. Ибо смерть дарует душам свободу и открывает им вход в родное, светлое место, где их не могут постигнуть никакие страдания. До тех пор, пока они находятся в оковах бренного тела и заражены его пороками, они, в сущности говоря, мертвы, так как Божественное с тленным не совсем гармонирует. Правда и то, что душа может творить великое и будучи привязана к телу, ибо она делает его своим восприимчивым орудием, управляя невидимо его побуждениями и делами возвышая его над его смертной природой. Но когда она, освободясь от притягивающего ее к земле и навязанного ей бремени, достигает своей настоящей родной обители, тогда только она обретает блаженную мощь и ничем не стесняемую силу, оставаясь невидимой для человеческого взора, как сам Бог"

Четвёртая книга Эзры (не позднее 90-х гг. I в.), гл. 7
(75) И я отвечал и сказал: «если я нашел благодать пред Тобою, Господи, то покажи рабу Твоему еще следующее. Будем ли мы после смерти, то есть когда каждый из нас отдаст душу свою, пребывать в покое, пока не наступят те времена, когда Ты начнешь обновлять тварь, или же тотчас будем терпеть мучения?»…
(78) Теперь будет речь о смерти, когда выйдет от Всевышнего приговор относительно срока, чтобы умереть человеку, и когда дух выйдет из тела, чтобы снова вернуться к Тому, Кто дал его, для поклонения прежде всего славе Всевышнего. (79) И если это будут души тех, кто презирал и не сохранял путей Всевышнего, пренебрегал Его законом и ненавидел боящихся Бога, (80) то таковые души не войдут в обители, но немедленно начнут в мучениях, в постоянной скорби и печали блуждать по семи путям. (81) Первый путь это то, что они презрели закон Всевышнего. (82) Второй путь: они уже не могут принести доброе раскаяние, чтобы жить. (83) Третий путь: они увидят награду, сохраняемую для тех, кто верен заветам Всевышнего. (84) Четвертый путь: они увидят мучения, сохраняемые для них на самое последнее время. (85) Пятый путь: они видят жилища других, охраняемые в глубочайшем молчании ангелами. (86) Шестой путь: они видят, что немедленно же отсюда они перейдут на мучения. (87) Седьмой путь, превосходящий все названные выше пути, состоит в том, что они тают от смятения, их снедает стыд, они изнемогают от страха, при виде славы Всевышнего, пред которой они грешили при жизни и пред которой им предстоит суд в последние времена.
(88) Что же касается тех, кто сохранял пути Всевышнего, то удел их по разлучению с тленным сосудом будет следующий: (89) во время пребывания в нем они с трудностями служили Всевышнему и каждый час подвергались опасностям, лишь бы всецело сохранить закон Законодателя. (90) Поэтому приговор о них будет такой: (91) прежде всего они увидят с великою радостью славу Того, Кто принимает их к Себе; покой же они будут вкушать семи видов. (92) Первый вид это то, что они с великим трудом вели борьбу, с целью преодолеть помышление злое, созданное вместе с ними, чтобы оно не могло отвлекать их от жизни к смерти. (93) Второй вид: они созерцают смятение, в каком блуждают души нечестивых, и наказание, предстоящее им. (94) Третий вид: они созерцают данное им их Создателем свидетельство, что они при жизни сохранили закон, вверенный им. (95) Четвертый вид: они сознают свой покой, которым они наслаждаются ныне, собравшись в своих хранилищах и оберегаемые в глубоком молчании ангелами, и прославление, ожидающее их в последние времена. (96) Пятый вид: они ликуют по поводу того, что покинули ныне тленное и получат будущее наследие; они видят кроме того ту тесноту, полную тягостей, от которой они освободились, и начинают чувствовать простор, блаженные и бессмертные. (97) Шестой вид: им показано будет, как лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звездам, став тотчас же нетленными. (98) Седьмой вид, превосходящий все ранее названные: они будут ликовать с уверенностью, надеяться без посрамления и радоваться без страха, так как они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни, и от Кого они должны получить награду, состоящую в прославлении. (99) Таков удел душ праведников, возвещаемый им тотчас же. Ранее были названы пути тех мучений, которые терпят немедленно же грешники.

Танхума Ницавим 3, там же Итро 11
"С теми, кто здесь с нами стоит сегодня пред Господом Богом нашим" (Втор. 29:14). Сказал р. Аббаху от имени р.Шмузля бар-Нахмани: 'Почему написано: 'с теми, кто здесь стоит’, а заканчивается: ‘и с теми, кого здесь нет'? (там же). Потому, что души были там, а тела еще не созданы, поэтому о них не написано 'стоит' " ...Вместо 'с нами стоит’ здесь написано: 'с нами сегодня’ - это души [тех], кто еще должен быть создан; о них не сказано 'стоит’, хотя и они присутствовали".

Нида 31а-б
Господь Пресвятой дает ему (человеку) дух и душу, черты лица, зрение, слух, дар речи, способность ходить, понимание и разум. Когда же приходит, время, его кончины, Господь берет Свою долю обратно, а долю отца и матери кладет перед ними. Р. Папа сказал: Так говорят люди: удали соль из мяса - и оно годится лишь для собак"

Коѓелет раба 5, 10
- Когда приходит час кончины (человека), Господь Пресвятой берет Свою долю, а долю отца и матери кладет перед ними, и отец с матерью плачут. Сказал им Господь: "Что вы плачете? Разве Я взял что-нибудь ваше? Я взял только Свое". Они же отвечают Ему: "Владыка мира! Пока Твоя доля была смешана с нашей, наша доля была неподвластна тлену и разложению; а ныне, когда Ты изъял Твою долю, наша доля лежит, подвержена тлению". Р.Иехуда ха-Наси приводил и другую притчу: "Чему это подобно? Царю, у которого был виноградник, и он сдавал его издольщику. Сказал царь своим слугам: 'Идите соберите виноград и возьмите мою долю, а принадлежащее издольщику оставьте ему'. Тотчас пошли они и исполнили царский наказ, а тот издольщик принялся кричать и плакать. Сказал ему царь: ‘Разве я взял что-нибудь твое? Разве не свое я взял?’ Тот ответил ему: ‘Государь! Пока твоя доля была вместе с моей, моя доля была защищена от грабежа и кражи, а теперь, когда ты взял свою долю, моя отдана на разграбление’. Царь – это Царь над царями царей, Господь Пресвятой. Издольщик – это отец и мать человека. Пока душа в человеке, он под защитой, а когда умер – отдан во власть тления.

Санѓедрин, 91а-б
Сказал Антонин в беседе с Рабби: тело и душа могут освободиться от суда. Каким образом? Тело говорит: «Душа согрешила! Потому что с того дня, как отошла она от меня, я лежу, как мертвый камень, в могиле». А душа говорит: «Тело согрешило! Потому что с того дня, как я отошла от него, я летаю по воздуху, как птица».
Ответил ему Рабби: скажу я тебе притчу. На что это похоже? На царя из плоти и крови, у которого был прекрасный сад, и были в нем прекрасные начатки плодов, и поставил он в нем двух сторожей, одного хромого, а другого слепого. Сказал хромой слепому: «Прекрасные начатки плодов я вижу в этом саду! Давай ты посадишь меня себе на спину, и принесем их, чтобы съесть их». Посадил слепой себе на спину хромого, и принесли они плоды, и съели их. Через некоторое время пришел хозяин сада и спросил их: «Прекрасные начатки плодов – где они?» Сказал ему хромой: «Разве у меня есть ноги, чтобы ходить на них?» Сказал ему слепой: «Разве у меня есть глаза, чтобы видеть?» Что же он сделал? Посадил хромого на спину слепому и судил их вместе. Так же и Пресвятой, благословен Он, приводит душу и бросает ее в тело, и судит их вместе, как сказано: «Призывает Он небеса сверху и землю – к суду над народом Своим» (Теѓилим, 50:4), «призывает Он небеса сверху» – это душа, «и землю к суду» - это тело.
Но:
Авот 3:1
Акавья бен Маѓалальэль говорил: «Помни о трех вещах – и ты не придёшь к греху: знай, из чего ты произошел, и куда ты идешь, и перед Кем тебе предстоит держать ответ на суде и отчитываться. Из чего ты произошел? Из зловонной капли. А куда ты идешь? Туда, где прах, гниль и черви. А перед Кем тебе предстоит держать ответ на суде и отчитываться? Перед Царем всех царей, Святым Творцом, благословен Он».

Сифре Бемидбар, 139, стр. 185; Сифре Дварим, 344, стр. 401
«Да распорядится Господь, Бог духов всей плоти» (Числа 27.16)... Р.Элизэер, сын р.Йосе ѓа-Глили, говорит: ..."Все время, пока человек жив, его душа находится в распоряжении Владыки... А когда умрет, она помещается в Хранилище, как сказано: «И будет душа господина моего завязана в узел жизни...» (I Шмуэль 25:29) Как праведников, так и нечестивцев? Нет, ибо сказано: "а душу врагов твоих бросит, как пращою".

Кохелет Рабба 3, 21
"Кто знает [восходит ли ввысь] дух человека?" и т.д. (Экклесиаст 3:21). Согласно учению, как души праведников, так и души нечестивцев возносятся ввысь; но души праведников попадают в "Хранилище", а души нечестивцев низвергаются [обратно] на землю, как сказала Давиду Авигаиль, обуянная Святым духом (I Шмуэль 25:29); "И будет душа господина моего завязана в узел жизни". Может быть, то же относится и к нечестивцам? [Нет,] как сказано: "а душу врагов твоих отринет Он, как пращою" (там же). Некая матрона спросила р.Йосе б.Халафту: "О чем написано: Кто знает, восходит ли ввысь дух человека"?" Он ответил ей: "Это – души праведников, пребывающие в Хранилище". Она продолжила: "А о чем написано: ‘а дух скота нисходит ли вниз, в землю’?" (Экклесиаст 3:21) Он ответил: "Это - души нечестивцев, которые нисходят вниз, как сказано (Иехезкель 31:15): "В день нисхождения его в преисподнюю... Я затворил над ним бездну".

Шабат 152б
Наши учителя говорят: " 'А дух вернется к Богу, Который дал его’ (Экклесиаст 12:7) . Как Он дал его тебе в чистоте, так и ты верни его в чистоте. Это похоже на царя из плоти и крови, который выдал своим слугам одежды для царской службы. Умные складывали их и хранили в сундуках, а глупые ходили в них и делали черную работу. Как-то царь потребовал свои одежды. Умные вернули их непомятыми, а глупые - грязными. Царь обрадовался умным, а на глупых разгневался. О6 умных сказал: "Пусть сдадут мои одежды в хранилище и идут по домам с миром"; а о глупых сказал: "Одежды мои пусть отдадут прачкам, а сами да будут заключены в темницу". Так и Господь Пресвятой. О телах праведников Он говорит; 'Отходит с миром - упокоится на ложе своем' (Исайя 57:2), а об их душах говорит: "Да будет душа... завязана в узел жизни' О телах же нечестивцев говорит: 'Нет мира, сказал Господь, нечестивцам' (Исайя 48:22), а о душах их говорит: 'А душу врагов твоих бросит, как пращою'".

Авот де-раби Натан А, 12:4
Не только душа Моше спрятана под престолом Славы, там же находятся и души [других] праведников, как сказано: «...да будет душа господина моего завязана в узле жизни у Г-спода Б га твоего...» (Шмуэль I, 25:29).
Может быть, сказанное относится и к душам нечестивцев? Сказано: «...а души врагов твоих выбросит Он, как из пращи» (там же). Подобно тому, как человек кладет камень в пращу и швыряет его раз за разом, не давая ему находиться в бездействии, и души нечестивцев не могут освободиться из пращи и поэтому бесконечно скитаются в мире, не находя себе пристанища.
Tags: еврейская философия, мидраш
Subscribe

  • И только вчера я понял,

    какова логика разделения законов в Арбаа турим на четыре раздела. Орах хаим - то, что касается всех и всегда (будни, шабат, праздники); Йоре деа -…

  • Правила поста Йом-кипура 5782 г. в связи с коронавирусом

    Бейт-дин раввинов Хабада в Израиле Канун Йом-кипура 5782 г. После консультаций с хорошими профессиональными врачами – вот наши указания относительно…

  • Кашерность искусственного мяса

    (выращенного из стволовой клетки). Полемика уже "отшумела", на сегодня существуют два мнения. а) Получившееся мясо не имеет вообще никакого статуса,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments