Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Августин о "собирании искр"

Из книги Августина "О христианской доктрине" (II 39-40)

Поэтому мне кажется, что следует наставить молодых людей, старательных, разумных и богобоязненных, ищущих блаженной жизни, чтобы не дерзнули они без оглядки идти, как бы для того, чтобы достичь благой жизни, за каким-либо из этих учений, существующих помимо церкви Христовой, а подвергали бы их вдумчивой и осторожной проверке. И если они убедятся, что эти учения придуманы людьми, и изменяются по воле их создателей, и достойны презрения, ибо содержат идеи ошибающихся людей (...), они должны отвергнуть их совершенно, и презреть их, и отделить совершенно изучение от излишних и полных суетности человеческих поступков. Но из-за нужд этого мира не следует оставлять тех человеческих произведений, которые полезны для общества. А в других учениях, которые можно найти между народами, нет ничего полезного, кроме истории событий прошлого или настоящего, относящихся к телесному уровню, а также описаний опытов и изобретений механических прикладных искусств, и еще того, что содержится в них относительно способов рассуждений и вычислений (...)
Но философы, в особенности те, что называются платониками, иногда случайно говорили слова истины, соответствующие нашей вере, и не только не следует остерегаться этого, а, напротив, следует отнять это (истину) у них, как если бы она была в руках незаконных владельцев. Ибо как у египтян были, помимо идолов и тяжелых податей, от которых бежал народ Израиля, также и вещи и украшения из золота и серебра и одежды, которые тайно взял себе народ, выходящий из Египта, чтобы найти им лучшее применение, и сделал это не своей властью, а из-за божественного приказа самим египтянам, которые отдали без размышления те вещи, которым они не нашли подобающего использования; так и все учения язычников содержат не только подражания и суету и тяжкое бремя бесполезного труда, которые каждый из нас, отдаляющийся от общества язычников под водительством Христа, должен презирать и избегать, но и науки, подобающие свободному человеку, весьма подходящие для нужд истины, и некоторые моральные правила, подходящие для служения единому Богу. В них содержится немало истинных вещей - как бы их золото и серебро, - которые они не создали сами, а выкопали из неисчерпаемых копей Божественного Провидения, пребывающего повсюду. И, несмотря на то, что они используют их во зло, ошибочно и во вред, во имя поклонения идолам, христианин должен, разумно отстраняясь от их несчастного сообщества, забрать у них эти истины ради их правильного использования для проповеди благой вести. А равно и их одежды, т.е. те человеческие правила, которые подходят для человеческого общества, от которого мы в этой жизни не можем освободиться, разрешено принять их, чтобы приспособить их для христианского использования.

Спасибо курсу Открытого университета "Евреи и христиане", кн.4, стр. 188-189.
Tags: еврейское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments