Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Заповедь трудиться

Подборка цитат из еврейских источников
Мировоззрение талмудистов Москва: Ладомир, 1994. ч.2, стр. 20-33. http://www.machanaim.org/ustntora/talmudisti/v2-03.htm
Литература Агады. Иерусалим: ДААТ, 1999. стр. 350-353.

Работа необходима

1) Шамай говорит: люби труд и презирай барство .
(Авот, 1, 10),
Человек умирает только от безделья.
(Авот де-раби Натан 11)

4) Р. Ишмаэль учил: «И да изберешь жизнь» (Дварим 30, 9), т. е. ремесло.
(Иерус. Талмуд Кидушин, гл. 1, 10; Пеа; гл. 60).

3) Что должен предпринимать человек, чтобы разбогатеть? Р. Йеѓошуа, сын Ханании, сказал: завести большую торговлю и добросовестно торговать. На это ему возразили ученые: многие так поступили, но не достигли цели. Нужно еще, кроме торговли, молиться Тому, Кому принадлежат все богатства в мире, как сказано (Хагай 2, 8): «Мне (принадлежит) серебро, Мне – злато»; одно без другого недостаточно.
(Нида, 70б).

4) Р. Гамлиель говорит: «кто владеет каким-нибудь ремеслом, того можно уподобить винограднику, защищенному извне оградою, или каналу, обведенному валом; наоборот, не владеющий никаким ремеслом подобен винограднику, незащищенному оградою, или каналу, не обнесенному валом».
(Тосефта Кидушин 1, 9).

20) Однажды в путешествии я встретился с человеком, который обратился ко мне с следующим вопросом: Почему относительно животных св. Писание говорит (Теѓилим 136, 25): «Дающий корм всякой плоти», а в другом месте (там же, 147): «Дающий скотине корм ее, и воронятам, о чем взывают к Нему», о человеке же и не упоминает; а разве Господь не доставляет пищи и ему также? – Сын мой, отвечал я ему, обычай мирской, что человек сам своими руками добывает себе хлеба, Господь же благословляет дела рук его. Человек не должен сидеть праздно, не занимаясь ни работою, ни торговлею, и дожидаться доставления ему пищи сверхъестественным путем; в этом смысле говорит св. Писание (Дварим 14, 29): «Дабы благословил тебя Господь в делах рук твоих, что творить будешь».
(Тана де-вей Элияѓу , 28).

11) Р. Гамлиель, сын р. Йеѓуды патриарха, говорит: ученость, не соединенная с ремеслом, несостоятельна и ведет к пороку.
(Авот, 2, 2).

13) Рав обратился однажды к р. Кагане: лучше подбирай мертвечину, чем красные слова; наймись на базаре содрать кожу с околевшей скотины, а не говори: я священнослужитель, я знатный муж, и мне это непристойно.
(Песахим 113а; Бава-батра 110а).

14) Лучше наниматься на самую унизительную работу, чем просить одолжения у людей.
(Бава-батра, там-же).

15) Рав говорил: человек не должен спать днем дольше, чем спит лошадь. А сколько продолжается лошадиный сон? – шестьдесят дыханий.
(Сукка, 26).

22) Некоторые люди утверждают, что отсутствие труда и полное бездействие составляют лучшее благо для человека в этом свете, что такой образ жизни способствует здоровью души и тела, и что все стремления и труды человека должны быть. направлены к достижению постоянного и полного покоя. Я же нахожу, что утверждающие это люди весьма неразумны, ибо покой может быть приятен для человека только после того, когда он устроил и привел в порядок все необходимое для своего благосостояния, после труда и работ, о которых говорит св. Писание (Мишлей 24, 27): «Сделай твою работу на поле, соверши все (нужное) на пашне, затем устрой свой дом»; помимо же этих и подобных им работ и занятий покой, сам по себе, будет лишь пустым звуком и последствием такого покоя бывает леность. Когда же человек предается лености, его вскоре постигает бедность и даже нищета, как говорится (там же 6, 10): «Немного спать, немного дремать, немного нежиться в постели – и бедность грянет, как путник, нужда – как вооруженный муж». Далее, терпя, вследствие лености, недостаток в главных потребностях жизни, в пище платье и крове, человек всю жизнь свою удручен горем, его губят неудовлетворенные страсти и желания, как говорится (там же 21, 25): «Страсть ленивца губит его, ибо руки его отказались работать»; При лености человек отступается также от Бога и исполнения Его заповедей; само здоровье подвергается опасности от ленивого и бездеятельного образа жизни.... Даже те, которых пропитание лежит на обязанности других, тоже должны по возможности трудиться, как говорится. (там-же, 31, 17): «Наблюдая за порядком в доме своем она даром хлеба не ест».
(Сеадья-гаон, Ѓа-эмунот ве-ѓа-деот , ст. 10).

23) Разумные люди начинают обыкновенно с того, что научаются известному ремеслу, обеспечивающему их существование, затем, обжившись, строят себе дома, а затем уже женятся как говорится в св. Писании (Дварим 8, 7): «Кто построил дом и не обновил его? кто развел сад и не освятил его? Кто помолвился с женщиною и не женился на ней?» Наоборот, люди неразумные прежде женятся, потом, если они в состоянии, приобретают дома, и часто на старости лет принуждены бывают взяться за работу, или жить милостынею; также говорится в св. Писании, в проклятиях (там же, 28, 30): «Жену помолвишь, дом построишь...», т. е. действия твои будут превратны, дабы ты терпел неудачу.
(Маймонид, Мишне Тора, Законы о мнениях, гл. 1, § 11),

26) «Лучше конец дела, чем начало его» (Коѓелет 7, 8); бедный человек не должен заниматься изучением Торы во время жатвы и сбора винограда, потому что, пропустив удобное для заработков время, он впоследствии будет терпеть нужду; лучше позаняться прежде работою, а потом уже Торою, – лучше конец дела, чем начало. Конечно, кто обладает большим состоянием, тот может заниматься Торою во всякое время.
(Сефер-Хасидим ; 151),


27) Тора дает нам весьма поучительный пример в рассказе о повелении Ною построить ковчег, о плане устройства последнего, о заготовлении в нем съестных припасов и проч. Она поучает нас именно, что даже великий праведник, уверенный в особенной благости к нему Провидения, должен, тем не менее, заботиться об обеспечении своего существования, а не полагаться всецело на Бога, сам ничего не предпринимая. Тем менее должны обыкновенные люди уклоняться от занятий, необходимых для их пропитания. Наши учители говорили: «Дабы Господь благословил тебя» (Второз. 10, 29), но не в праздности и лени, а «в делах рук твоих, которые творить будешь» (там же).
(Ралбаг на недельную главу «Ноах»).

28) Человек никогда не должен устраняться от деятельности для отыскания себе пропитания, хотя бы он стоял на такой высокой степени духовного совершенства, что мог бы надеяться на особенную милость Провидения. Исаак был пророк, тем не менее, когда появился голод в его земле, он удалился оттуда и отправился странствовать, чтобы отыскать себе где-нибудь хлеба.
(Ралбаг в комент. к Берешит, 35).

29) «Нет хлеба – нет Торы» (Авот, 3, 24), т. е. не следует отказываться от обычных трудов, чтобы отдаться всецело Торе, полагаясь исключительно на нее и надеясь на сверхъестественное доставление свыше всего нужного для жизни. Ибо воля Господня предопределила, чтобы человек сам добывал себе пропитание и собственным трудом приготовлял все необходимое для себя. В этом смысле говорят мудрецы наши блаженной памяти: хороша была Тора только для питавшихся манною небесною, ибо они были тогда совершенно свободны от всяких материальных забот; но как только они пришли в обетованную землю, они принуждены были заняться земледелием и добывать себе хлеб тяжелым трудом; поэтому Тора и предписала им тогда начать вести жизнь трудовую, посвященную земледельческим и иным работам.
(Р. Яаков Эмден в комментарии на трактат Авот «Лехем-Шамаим»).

30) Ведай, что болезнь эта (скука, хандра) имеет своим источником бездеятельный образ жизни; наоборот, всякое занятие, даже сбор милостыни, избавляет человека от нее, лишая его праздного досуга. Наши учители блаженной памяти много распространялись о дурных последствиях праздности и вменили в обязанность всякому отцу обучать сына своего какому-нибудь ремеслу, имея при этом в виду, с одной стороны, чтобы ремесло, в случае нужды, могло служить источником для пропитания, а с другой – чтобы отвлечь от дурных помыслов и избавить от скуки.
(Цеда ладерех , гл. 5, стр. 10),

31) Праздность ведет к помрачению ума, она служит преддверием всяких преступлений и пороков; с другой стороны, благосостояние и полное удовлетворение обусловливает праздность. Тора намекает на это в словах (Дварим 32, 15): «Ожирел Израиль, и стал бодлив». Но если так, то непонятно, почему Господь учредил нам праздники: дни радости и веселья, с прекращением всяких работ? Дело в том, что праздники нам даны не ради праздности, а для занятия Торою; последнюю же следует изучать только при ясном, веселом расположении духа, а не будучи озабоченным, грустным. Однако, не следует заходить в праздничной веселости до излишеств и неприличий. В полупраздничные дни разрешены работы с тою именно целью, чтобы слишком продолжительный досуг не оказал вредного влияния на расположение духа.
(Сефер ѓа-Хинух к недельной главе Шофтим).

33) Да сохранит вас Господь от подаяний плоти и крови и от ссуды; трудитесь и ищите себе пропитания из рук Божиих, а не людских.
(Йеш нохлин 50).

34) Каждый человек обязан трудиться для добывания себе насущного хлеба, – такова воля Всевышнего Царя, – и на труд этот следует смотреть, как на дань, наложенную Им на весь род человеческий, от которой никто не может быть изъят. В Сифре говорится по этому поводу: не в праздности и лени, а «в делах рук твоих» (Дварим 28, 20) благословит тебя Господь. Старание со стороны человека в этом случае не столько полезно, сколько необходимо; кто старается, тот исполняет долг свой и делает возможным ниспослание ему небесной благодати.
(Месилат йешарим , 40).

35) Да не скажет человек: я потомок знаменитых предков, происхожу из знатного рода, и поэтому мне не следует унижаться до рабочего труда. Неразумный! Создатель твой предупредил тебя и произвел работу прежде, чем ты и весь род твой появились на свет, как написано (Берешит 2, 2): «И почил Господь от работ Своих, которые сотворил»; св. Писание применяет в данном случае и слово «работы», чтобы тем показать, что нет ничего унизительного и постыдного в работе: все, что имеет целью благо, само есть благо в глазах Бога и людей.
(Мишнат хахамим 94).

Заработок

Сказал раби Йоханан: «Всякий, кто получил от отца наслед¬ство, потеряет его, если будет одеваться в лен, пользоваться стеклянной посудой и не будет следить за своими работника¬ми». (Хулин 84б)

Умножающий собственность – умножает заботы. (Пиркей авот 2:7)

Человек, у которого нет земли, – не человек. (Йевамот 63а)

Не получает человек приготовленного для ближнего своего. (Йома 38б)

Не знает человек, чем он зарабатывает. (Псахим 446)

Заработок того, кто призывает небеса в свидетели своего го¬ря, удваивается. (Брахот 6За)

Достаточно, чтобы человек кормился молоком коз и овец, что в доме его. (Хулин 84а)

Все бегут за заработком, и не достигают его. (Шабат 326)

Тот, кто ест плоды своего урожая, подобен младенцу, питаю¬щемуся молоком своей матери. (Пиркей авот де-раби Натан З1)

33) Знай, что невозможно человеку приобрести больше или меньше определяемого ему на каждый год Богом; однако же да не подумает он: «я буду сидеть праздно, ведь определенное мне Богом во всяком случае будет;» ибо сказано (Второз. 14, 29). «Благословит тебя Господь Бог твой во всем, что ни сделаешь», и чрез малое дело Бог доставляет человеку определенное ему. Но то, что человек приобретает грабежом, который запрещен Богом, не идет ему в прок.
(Шела , тр. Хулин, отдел о торговле).

Работа достойна уважения

5) Р. Трифон говорит: «Пресвятой, благословен он, не утвердил своего пребывания среди израильтян раньше, чем они стали заниматься работою, ибо говорится (Исход 25, 8): «И да соорудят Мне святыню, и Я поселюсь среди них».
(Авот де-р. Натан , гл. 11).

8) Р. Меир говорит: смотри, с какою любовью относится Тора к рабочему труду даже животного: за украденного вола она велит уплатить впятеро против его стоимости, потому что он оторван от работы; за украденную же овцу, как нерабочую – только вчетверо .
(Тосефта Бава-Кама, гл. 3; Танхума, 40).

10) Р. Йосе говорит: на могиле добросовестного раба говорят в надгробном слове: увы, добрый, честный муж, живший трудом своим!
(Берахот 16б)

17) Р. Йеѓуда, отправляясь в бет-мидраш, сам, бывало, носил рундук на плечах, говоря: велик труд, он делает честь человеку. Р. Шимон, бывало, носил на плечах корзину, говоря: велик труд, он делает честь человеку.
(Недарим, 49б).

18) Р. Иосиф был мельником; р. Шешет – лесопильщиком; оба говорили: велик труд, ибо он согревает *) человека.
(Гитин, 67б).


21) Велико достоинство рабочего труда, ибо все пророки занимались работою: Яаков говорит (Берешит 30, 31): «Я опять буду пасти стада твои», и о Моше сказано (Шмот 3): «И Моше пас стада», о царе Давиде (Теѓилим 78, 70): «Из овчарни взял Он его (на царство)», о пророке Амосе (Амос 7, 14): «Я ведь скотовод и собиратель сикоморов».
(Мидраш гадол у-гедула , 14).

25) Великая хвала тому, кто живет ручным трудом своим, как жили в древности наши благочестивые ученые; жизнь трудовая доставляет человеку всякие почести и блага, как в этом, так и в том свете, как сказано (Теѓилим 128, 2): «Если питаешься работою рук своих, блажен ты и благо тебе, – блажен ты в этом, благо тебе в том свете.
(Рамбам, Законы изучения Торы, 3, 11).

32) Учители наши учили: велико достоинство рабочего труда, ибо если кто пользуется хоть на одну пруту из храмовой собственности, тот совершает святотатство; рабочие же получают из храмовой казны заработную плату.
(Маалат ѓа-мидот ).

36) Шемаия говорит; „люби работу" (Абот 1,10). Слова этого великого праведника надо понимать не в смысле любви к труду, лишь ради получаемого вознаграждения, при чем к самому процессу работы относятся с презрением и отвращением, но в смысле любви к труду ради самого труда, ради любви к процессу работы и доставляемого им наслаждения. В том же смысле учители наши говорили :питающийся ручным трудом – выше, чем благочестивый муж; при чем имеется в виду не питание материальное, доставляемое заработною платою, но питание духовное, в смысле довольства самим собою, участью рабочего человека..
(Р. Самуил де-Уседа в Мидраш-Самуил).

От ремесла не разбогатеешь, но и не обеднеешь. (Кидушин 82)

Велико значение ремесла, ибо каждый может прославиться своим искусством. (Пиркей авот де-раби Haтaн 21)

Велико ремесло, что согревает ремесленников. (Гитин 67)

Тот, кто задерживает плату наемного работника, как будто отнимает у него душу. (Бава мециа 112)

Если кто-то нанял работника, чтобы снять всего одну гроздь винограда, и не уплатил ему в тот же день, нарушает запо¬ведь, ибо сказано: Не задерживай плату наемного работника до утра (Ваикра 19:14). (Бава мециа 111)

Каждому Всевышний дает заработок в свое время. (Ктубот 67б)

День короток, а работы много. (Пиркей авот 2:9)

Работа и Тора

6) Учители наши учили: «И да уберешь хлеб свой» (Дварим 11, 14). К чему собственно это повеление? А вот к чему: в другом месте (Йеѓошуа 1, 8) говорится: «Да не отходит сия книга учения от уст твоих», и так как из предосторожности я мог бы понимать эти слова в буквальном смысле, то говорится здесь: «Убери хлеб свой», Это мнение р. Ишмаэля. Р. Шимон бен Йохай говорит: возможно ли это? если бы человек стал исполнять все земледельческие работы, пахать во время пахоты, сеять во время посева, жать во время жатвы и веять, когда ветер, то что стало бы тогда с Торою? Но дело вот в чем: когда Израиль исполняет волю Вездесущего, необходимые для него работы выполняются другими, как говорится (Йешаяѓу 11, 5): «И встанут чужеземцы и будут пасти овец ваших»; когда же Израиль перестает исполнять волю Вездесущего, он должен работать сам, как сказано: «Убери хлеб свой». Абаия но этому поводу заметил: многие последовали совету р. Ишмаэля и достигли хороших результатов: многие послушались р. Шимона бен Йохая и потерпели неудачу».
(Берахот, 35б).

7) Р. Йеѓошуа говорил: достаточно прочесть два галахот утром и два вечером, а целый день заниматься работою, за что человек удостоится такого же воздаяния, как если бы выполнил всю Тору.
(Мехилта , разд. Ваиса).

24) Кто посвящает себя изучению Торы с тем, чтобы не заниматься работою и жить на счет общественной благотворительности, тот хулит имя Божие, оскверняет Тору, омрачает свет веры и губит собственную жизнь, ибо запрещено извлекать из Торы материальную пользу в сем мире. Мудрецы наши говорили: кто извлекает из Торы материальную пользу, тот обрекает себя на гибель. Далее говорят они: не делай из нее (Торы) ни короны, чтобы тщеславиться ею, ни заступа, чтобы копать им. Далее говорят они: люби работу и презирай барство. Тора, не соединенная с работою, несостоятельна и влечет за собою порок; подобные люди кончают тем, что начинают грабить людей.
(Маймонид, Мишне Тора, Законы о мнениях, гл. 3 § 10).

Работа приравнена к служению Богу

Живущий трудом рук своих более велик, чем богобоязнен¬ный. (Брахот 8а)

12) В школе р. Менаше учили: дозволяется вести переговоры в субботу об обучении детей грамоте или ремеслам. Сказано (Йешаяѓу 58, 13): «Устраняйся (в день субботний) от дел твоих и будничных речей» – от твоих дел устраняйся, но не от дел Божиих.
(Шаббат 150а; Кетубот 5а).
16) Р. Хия от имени Уллы говорит: человек, питающийся собственным трудом, выше богобоязливого. О человеке богобоязливом говорит св. Писание (Теѓилим 112, 1): «Блажен муж, боящийся Бога», о человеке же, живущем ручным трудом, говорит оно (там-же, 128, 1): «Если ты питаешься трудом рук своих, блажен ты и благо тебе», – блажен ты в сем мире, благо тебе в мире будущем.
(Берахот, 8а).

19) Р. Хона меняла рассказывает: однажды пришел ко мне Бар-Нафха и просил одолжить ему курдский динарий для измерения изъяна в убитой скотине , при чем я из уважения хотел встать перед ним, но он не допустил меня, сказав: сиди, сын мой, сиди: мастеровые во время работы не должны вставать перед учеными, (как и занятые исполнением заповеди).
(Хулин, 54б, Кидушин 33).

Ремесло предпочтительнее заслуг отцов. (Берешит раба 74:10)

Работа – заповедь

Когда приказано было евреям соблюдать день субботний, приказано было им также шесть дней трудиться. (Мехильта де-раби Шимон бар Йохай, Итро 20)

37) Любая профессия, практикуемая в земле Израиля является частью выполнения заповеди о заселении земли Израиля. Более того, по мнению Хатам Софера, имено в Израиле мнение р. Ишмаэля (Брахот 35б) о необходимости совмещения изучения Торы с работой становится обязательным.
Хатам Софер, комментарий на масехет Сукка 36
(חידושי חת"ם סופר על הש"ס חלק מועד סוכה ל"ו ע"א ד"ה דומה לכושי(דף מ"ב בדפי הדפוס שיש לי

38) Играющий в кости занимается чепухой, что запрещено; ибо человеку подобает заниматься всю жизнь лишь Торой и совершенствованием мира (יישובו של עולם).
Рамбам, Мишне тора, Законы грабежа и пропажи, 6:11.


Б. О ремеслах.

9) Учили: р. Меир говорит: нет такого ремесла, в котором людям не было бы нужды; счастлив тот, кто родился в семье мастеров благородного, а горе тому, кто появился на свет в семье мастеров грубого ремесла. Мир не может обойтись ни без парфюмера, ни без кожевника; благо тому, кому выпало быть первым, и горе тому, на чью долю пришлось быть последним.
(Кидушин, 82).

1) Р. Меир говорил: всякий обязан обучать сына своего опрятному и негрубому ремеслу, моля о лучшей участи Того, Кому принадлежат все богатства в мире; ни одно мастерство не ведет ни к бедности, ни к богатству, все зависит от заслуг каждого.
(Кидушин, 82а; мишна).

2) Аба-Гурион из Цеды говорит от имени Аба-Гурии: не следует предназначать своего сына в погонщики ослов, верблюдов, в матросы, пастухи и лавочники, ибо все эти промыслы связаны с грабительством. Р. Йеѓуда говорит от имени того же: погонщики ослов большею частью нечестивые люди, погонщики верблюдов – благочестивые.
(Там же).

3) Учители наши учили: отец обязан в отношении к сыну:... обучать его мастерству, и обязанность эта столь же важна, как обязанность женить и обучать Торе.
(Мидраш Коѓелет).

5) «Все устроено Им прекрасно и своевременно» (Коѓелет 3, 11), т.е. Он внушил всякому ремесленнику любовь к своему ремеслу.
(Берахот, 43б).

6) Рава говорил: семь лет продолжался голод, но за порог ремесленника не перешел.
(Санѓедрин, 27).

1) «И укажи им путь, по которому они должны следовать» (Исх. 18, 20); талмудисты комментируют эти слова в смысле обучения ремеслам, потому что с распространением ремесел в народе ослабевают его злые инстинкты и улучшаются нравы.
(Рамбан в Замечаниях к Книге заповедей Маймонида).

2) Следует всячески избегать пособий общественной благотворительности; лучше терпеть лишения, чем собирать пожертвования. Учители наши говорили: устрой субботу твою по-будничному, лишь бы не прибегать к чужой помощи. Даже ученый, обеднев, не должен стесняться ремесленным трудом, хотя бы находящимся в презрении у людей.
(Цеда ладерех, 36).

3) Мастеровые люди не обязаны вставать перед старцами, хотя бы в то время работали на самих себя; если же работают для других, то это им запрещается, даже если бы сами, из набожности, пожелали встать.
(Там же, 35).

4) ... Важно то, чтобы человек избрал себе ремесло, не сопряженное с обманом, лживостью и развратною обстановкою. Р. Ханина и р. Ѓошея оба были башмачниками и работали на улице, населенной преимущественно развратными женщинами, и для них; но никогда не подняли глаз, чтобы смотреть на них.
(Рашбац Дуран в Респонсах, ст. 10).

5) Жизнь рабочего и ремесленника и есть та тихая, счастливая жизнь, о которой говорит Соломон (Притч. 17, 1): «Лучше черствый хлеб в мире и довольстве...»; существенным условием ее служит честность и правдивость.
(Абрабанель , Нахлат Абот, гл. 1).

Также: Леви И. Беседы об иудаизме (Принимая вызов эпохи) ЧАСТЬ IV . ТОРА И ДЕРЕХ ЭРЕЦ Лекция 3. "Люби труд!"
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Iudaizm/Levi/20.php
Tags: еврейская философия, талмудическое
Subscribe

  • (no subject)

    Организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" объявила о приостановке помощи военнослужащим. Это связано с утвержденным ФСБ перечнем сведений, за…

  • (no subject)

    Как именно работали фальсификаторы электронных голосов и почему их смогли разоблачить. https://youtu.be/SFogBbUGLk4

  • Питер - город умных людей

    В Питере в 1990-х гг. придумали фальшивых кандидатов на выборах. Там впервые применили выборные "карусели". Там виртуозно применяют фальшивые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • (no subject)

    Организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" объявила о приостановке помощи военнослужащим. Это связано с утвержденным ФСБ перечнем сведений, за…

  • (no subject)

    Как именно работали фальсификаторы электронных голосов и почему их смогли разоблачить. https://youtu.be/SFogBbUGLk4

  • Питер - город умных людей

    В Питере в 1990-х гг. придумали фальшивых кандидатов на выборах. Там впервые применили выборные "карусели". Там виртуозно применяют фальшивые…