Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Выводить ли ѓалаху из действий праотцов?

Бава батра 100а
Раби Элиэзер из слов Бога, обращённых к Авраѓаму: "Давай, пройди по этой земле в длину и в ширину, ибо тебе Я дам её" (Берешит 13:17) выводит закон о том, что земля может приобретаться проходом по ней. Оппоненты же его утверждают, что проход не является способом приобретения, а слова Торы лишь выражают любовь Бога к Авраѓаму: впоследствии его потомкам будет легче завоевать Кнаан.

Разногласия можно найти на четырёх уровнях. В плане толкования текста р.Элиэзер обращает внимание на слова "тебе Я дам её" - лично тебе. А его оппоненты могут вспоминать 15 стих, находящийся выше: "тебе и потомству твоему навеки". Из него вытекает, что потомки Авраѓама тоже должны будут приобретать эту землю.
В плане ѓалахи р.Элиэзер считает, что Авраѓам приобрёл землю Кнаан в личное владение и передал её своим потомкам по наследству. Тогда завовевание после Исхода не было завоеванием, а было лишь вступлением наследника во владение. А его оппоненты могли бы сказать: с каких пор земля приобретается "проходом"? Ладно, предположим, что проходом приобретается тропинка, но участок? Только неким действием с землёй, "построил заборчик - приобрёл, вскопал грядку - приобрёл". Далее. Авраѓам мог приобрести эту землю, только если до этого она была бесхозной. А ведь "ханааней тогда был в стране" (Берешит 12:6).
Далее, на мистическом уровне оппоненты р.Элиэзера полагают, что Авраѓам, будучи праотцом, мог вносить изменения в духовные миры, так что там, в идеальном мире, земля уже была подготовлена к завоеванию, а после этого в мире земном её завоёвывать гораздо легче. Р.Элиэзер же вместо мистики рассматривает законы землепользования, и более того - выводит из действий Авраѓама (вообще нееврея по Рамбану) практическую ѓалаху.
И наконец, по р.Элиэзеру земля Кнаан была переведена Всевышним в другое владение за грехи её жителей времён праотцов, а по его оппонентам - за грехи её жителей времён завоевания.
Tags: талмудическое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Любавичский Ребе как модернист

    Среди прочих влияний "нового времени" на идеологию последнего Любавичского Ребе можно заметить вот что: он чуть ли не первым среди традиционных…

  • (no subject)

    Сарит Хадад совершила каминг-аут только теперь, в возрасте 43 лет, когда конец певческой карьеры уже можно увидеть. Многие годы она - в нашей…

  • (no subject)

    И тут до меня дошло, что: How Sweet to be a Cloud Floating in the Blue... - это триолет.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments