Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Границы Страны Израиля (часть работы)

В книге Берешит
В книге Берешит перечисляются народы, земли которых отдаст Бог потомству Авраама; точное определение мест их проживания затруднительно. Там указаны две границы: «от реки Египетской до реки Евфрат».
Библейская критика идентифицирует «реку Египетскую» с восточным рукавом дельты Нила, который при Птолемеях назывался Пелусион (так считают Палестинский Таргум, Таргум Неофити, Раши, Радак и Виленский Гаон на Йеhошуа 13:3 (Нав.13:3), р.Ш.Сирилио на Иерусалимский Талмуд, Шевиит 6:1). Это предположение поддерживается книгой Йеhошуа (Нав.13:3), где указывается не завоёванная ещё земля «до Шихора, что перед Египтом», и книгой Диврей hа-ямим, где упоминается «Шихор Египетский» (1Пар.13:5). Авраhам ибн Эзра в своём комментарии на Берешит 15:18 также подчёркивает, что это Шихор, а не сам Нил. По другой версии, речь идет о вади Эль-Ариш на Синае (р.Саадия-гаон на Бемидбар 34, Кафтор ва-ферах 11, Радбаз 5:2026). Но это мнение менее обоснованно, так как книга Берешит называет эту границу «рекой» נהר, а не «потоком» или «вади» נחל. «Поток Египетский» נחל מצרים упоминается лишь в книге Бемидбар.

В книге Шемот

В книге Шемот (Исх.23:31) границы страны определяются так: «от Тростникового моря до Филистимского моря, и от пустыни до реки». По мнению большинства комментаторов, здесь приводятся южная, западная, восточная и северная границы страны.

Тростниковое море (Ям Суф) – это одно из озёр на восточных рукавах дельты Нила; ранее было принято отождествлять его с современным Красным (Чермным в церковнославянском переводе) морем.

Филистимское море – Средиземное, на берегу которого жили филистимляне.

Пустыня – это Сирийская пустыня, естественная восточная граница страны Израиля, и пустыня Негев, её естественная южная граница.

Река – по большинству мнений, это самый западный изгиб Евфрата к востоку от Халеба у места, названного в ТаНаХе Тифсах (3Цар.5:4).

Согласно этому описанию, в Страну Израиля входит территория теперешнего Государства Израиль, Синайский полуостров, Ливан, часть Сирии до южных притоков Евфрата, включая сирийское побережье Средиземного Моря, и Заиорданье (часть современной Иордании). Эти границы совпадают с границами царства Давида в его максимальном размере (2Цар.8). Похожие границы – пустыня, Ливан, западное море, великая река Евфрат – упоминаются в книге Деварим (Втор.1:6-8), (Втор.1:6-8) и Йеhошуа (Втор.1:6-8)Нав.1:4). Все перечисленные границы – естественные, географические: пустыни, моря и реки.

Однако в этих описаниях не указана северо-западная граница Страны, поскольку в этом районе нет естественных географических объектов, явным образом разграничивающих разные регионы. Её можно дополнить на основании сказанного в Мишне (Шевиит 6:1, Хала 4:8) и в Иерусалимском Талмуде (Шевиит 6:1): «река Амана», «горы Амана» или «горы Аманон», или в других вариантах в текстах Талмудов и мидрашей «Аманис», «Аманос», «Монос». Согласно Иерусалимскому Талмуду (Шевиит 6:1) и мидрашу Шир ѓа-Ширим Раба (4:8), это и есть «горы Амана́» (Песн.4:8). Ныне этот горный массив называется Аманос или Нур, он начинается к северу от южнотурецкого города Антакья и достаточно естественно отделяет Восточное Средиземноморье от Малой Азии.

Эти границы называются также «границами Земли Обетованной», поскольку их Бог обещал даровать евреям: «потомству твоему дал Я эту землю» (Быт.15:18). У евреев нет и не было заповеди завоёвывать Страну Израиля именно в этих границах[1]. В Иерусалимском Талмуде (Шевиит 6:1) и в Тосефте (Терумот 2:12) приводится спор танаев о западной границе Земли Обетованной. По мнению основного таны, следует протянуть воображаемую линию от гор Аманос до «потока Египетского», и всё, что восточнее этой линии, принадлежит к Стране Израиля. По мнению же р.Йеhуды, надлежит протянуть две воображаемые линии с востока на запад – от Кефаларии[2] и от «потока Египетского» - до самого «моря Океанос», и всё, что будет лежать между этими двумя линиями (включая Крит, Кипр, Сицилию и пр.), относится к Земле Обетованной.

В книге Бемидбар

В книге Бемидбар (Чис.34:1-15) границы Страны Кенаан (так она называется там) описаны более подробно:
« (1) И Г-сподь сказал Моше, говоря: (2) Повели сынам Исраэля и скажи им: когда войдете в землю Кенаанскую, то вот, земля, которая выйдет вам в надел, земля Кенаан по ее границам: (3) Сторона южная будет у вас от пустыни Цин, подле Эдома, и будет у вас южная граница от конца Соленого Моря к востоку. (4) И повернет граница от юга к Маале Акрабим, пройдет к Цину, и будет выход ей к югу от Кадеш-Барнэа, и выйдет она к Хацар-Адару, и пройдет к Ацмону. (5) И повернет граница от Ацмона к потоку Египетскому, и выйдет к морю. (6) А границею западною будет у вас Великое море с границей его (с побережьем); оно будет у вас западной границей. (7) А это будет у вас граница северная: от Великого моря отметьте ее к горе Ѓор. (8) От горы Ѓор отметьте ее ко входу в Хамат, и будет выход границы к Цедаду; (9) И пойдет граница к Зифрону, и будет выход ее к Хацар-Эйнану. Это будет у вас граница северная. (10) И отметьте себе линию для границы восточной от Хацар-Эйнана к Шефаму, (11) И спустится граница от Шефама к Ривле с восточной стороны Айна, и (далее) сойдет граница и коснется берегов моря Киннэрэт с востока, (12) И спустится граница к Ярдэну, и будет выход ее к Соленому Морю. Это будет земля ваша по границам ее со всех сторон. (13) И заповедал Моше сынам Исраэля, говоря: вот земля, которую получите в удел по жребию, которую повелел Г-сподь отдать девяти коленам и половине колена. (14) Ибо взяло колено сынов Рыувэйна по родовому дому своему, и колено сынов Гада по родовому дому своему, и половина колена Менаше; они получили надел свой. (15) Эти два колена и половина колена получили надел свой за Ярдэном, против Йерихо, к востоку.
(Чис.34:1-15) »

В Мишне и Талмуде эти границы называются גבולות עולי מצרים – границы заселения пришедшими из Египта[3].

Южная граница
Локализация Маале Акрабим, Цина и Хацар-Адара спорна[4]. Однако Ацмон переводится в Палестинском Таргуме как קיסם, что, видимо, соответствует теперешней Кусайме в 30 км западнее Ницаны. Тогда «поток Египетский» в этом описании – это вади Эль-Ариш.

Кадеш-Барнеа переводится в Палестинском Таргуме, в Мишне и у Саадии-гаона как Рекем, а это название, согласно Иосифу Флавию[5], «Ономастикону» Эвсебия и Иерониму, носил город, по-гречески именовавшийся Петра и находящийся между Мёртвым морем и Эйлатом[1]. Современные исследователи локализуют Кадеш-Барнеа в Эйн-Кудейрат в 30 км западнее Мицпе-Рамон[6].

Северная граница

Локализация горы Ѓор очень спорна. (Не следует путать её с горой того же названия в Заиорданье, где умер Аѓарон). Не подлежит сомнению, что она находится на побережье Средиземного моря. Палестинский Таргум отождествляет её с горами Аманос (Нур) на юго-востоке Турции; Кафтор ва-ферах (гл.11) помещает южнее, на Джебель аль-Акра, севернее Латакии (см. выше примечание о Кефаларии); Рамбам[7] отождествляет с горами возле Баниаса южнее Латакии, Радбаз[8] помещает ещё южнее, к югу от Триполи, что в Ливане (гора Рас аль-Шакаа). Хамат – это теперешний Хомс в Сирии. Цедад, видимо, сохранил своё название и находится в 110 км. к северо-востоку от Дамаска. Локализация Зифрона, Хацар-Эйнана и Ривлы спорна.

Восточной границей Страны Израиля являются Кинерет, Иордан и Мертвое море, а западной – Средиземное море.

Заиорданье не входит в эти границы, и из главы 32 книги Бемидбар (Чис.32) следует, что оно изначально не предназначалось для евреев, вышедших из Египта. Но после того, как колена Реувена, Гада и половина колена Менаше поселились там, Заиорданье приобрело галахический статус Страны Израиля.

1. ↑ ד"ר יהושפט נבו גבולות ארץ ישראל לפי התורה (иврит) // שמעתין. — תשנ"ט. — В. 137-138.
2. ↑ Видимо, это гора Касиос на границе Сирии и Турции, она же Джебель аль-Акраа, она же гора Цафон Танаха и угаритских мифов.
3. ↑ Например, Мишна Шевиит 6:1, Хала 4:8.
4. ↑ См. подробный анализ в Даат Микра на Бемидбар 34, где приводятся два подхода к описанию границ в Бемидбар, с обсуждением вариантов идентификации каждого опорного пункта по обоим подходам. Согласно первому, эти границы совпадают с упомянутыми в Берешит, согласно второму – уже их.
5. ↑ Иудейские древности IV 7, 1-4,7
6. ↑ "Kadesh Barnea" pg. 214 in the NIV Archaeological Study Bible, Grand Rapids: Zondervan, 2005
7. ↑ респонс 127, см. комментарий Й.Феликса на Иерусалимский Талмуд, Шевиит 6, прим. 34.
8. ↑ респонс 1105.
http://ejwiki.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8F
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • И только вчера я понял,

    какова логика разделения законов в Арбаа турим на четыре раздела. Орах хаим - то, что касается всех и всегда (будни, шабат, праздники); Йоре деа -…

  • Правила поста Йом-кипура 5782 г. в связи с коронавирусом

    Бейт-дин раввинов Хабада в Израиле Канун Йом-кипура 5782 г. После консультаций с хорошими профессиональными врачами – вот наши указания относительно…

  • Кашерность искусственного мяса

    (выращенного из стволовой клетки). Полемика уже "отшумела", на сегодня существуют два мнения. а) Получившееся мясо не имеет вообще никакого статуса,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • И только вчера я понял,

    какова логика разделения законов в Арбаа турим на четыре раздела. Орах хаим - то, что касается всех и всегда (будни, шабат, праздники); Йоре деа -…

  • Правила поста Йом-кипура 5782 г. в связи с коронавирусом

    Бейт-дин раввинов Хабада в Израиле Канун Йом-кипура 5782 г. После консультаций с хорошими профессиональными врачами – вот наши указания относительно…

  • Кашерность искусственного мяса

    (выращенного из стволовой клетки). Полемика уже "отшумела", на сегодня существуют два мнения. а) Получившееся мясо не имеет вообще никакого статуса,…