Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Умение уступать

Сегодня урок по Авот давал молоденький паренёк по фамилии Бройер (что уже обязывает). Он говорил о мишне:
Пять учеников было у рабана Йоханана бен Закая: раби Элиэзер бен Г оркенус, раби Йегошуа бен Хананья, раби Йосей Гакоген, раби Шимон бен Не-танъэль и раби Эльазар бен Арах. Он определял их достоинства так: «Раби Элиэзер бен Г оркенус подобен выкопанному в земле резервуару для воды, чьи стенки покрыты изнутри известью, так что из него не просочится ни капли; раби Йегошуа бен Хананья – [столь совершенный человек, что] счастлива родившая его; раби Йосей Гакоген благочестив; раби Шимон беи Нетанъэль боится греха, а раби Эльазар бен Арах подобен неиссякающему источнику». Он часто повторял: «Если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов, а Элиэзер бен Г оркенус – на другой, он перевесит всех». Аба Шауль говорил от его имени: «Если все мудрецы Израиля будут на одной чаше весов и с ними вместе – Элиэзер бен Горкенус, а Эльазар бен Арах – на другой, он перевесит всех».

Авот 2:9
Между первым сравнением и вторым нет противоречия. Каждый из мудрецов был "лучше других" в чём-то своём. Р.Элиэзер бен Горкенус лучше других передавал традицию, не забывая её, а р.Элазар бен Арах лучше других творил новые законы и выводы.
И оба они плохо кончили.
Р.Элиэзер бен Горкенус так крепко и упрямо держался за свою традицию, за то, что считал верным, что был отлучён после истории с печью Ахная (Бава мециа 58б). А р.Элазар бен Арах после смерти р.Йоханана бен Закая вернулся к жене в Эммаус. Потом он хотел снова пойти к мудрецам, но жена спросила его: "Кто кому больше нужен - ты им или они тебе?" "Я им". "Мыши и хлеб - кто к кому идёт?" И не пошёл он никуда, а по прошествии времени забыл всё своё учение. Поэтому мы практически не знаем законов от имени р.Элазара бен Араха.
Почему они до этого дошли? Р.Элазар бен Арах - может быть, жену послушался, а может быть, из-за гордыни. А р.Элиэзер бен Горкенус? В Сука 28а приведена история, в которой он говорит ученикам: "Заставили вы меня сказать то, чего я не слышал от учителей: ... никогда я не говорил того, чего не слышал от учителей". Это можно понимать так: Принцип "не говорить того, чего я не слышал от учителей" я НЕ слышал от учителей! Этот принцип я ввёл сам! А не надо было вводить, из-за следования этому лишнему принципу он и заупрямился с печью Ахная, и пострадал.
Ни один из этих двоих не мог возглавить еврейский народ, потому что они исповедовали крайности.
Кто же стал продолжателем дела р.Йоханана бен Закая? Р.Йеѓошуа бен Хананья. Что о нём сказано? "Счастлива родившая его", а в Авот де-раби Натан (гл. 14) определённее: "Тройная нить не скоро порвётся". Р.Йеѓошуа знал традицию, умел и творить. Следование традиции он проявил в истории с освящением месяца и Йом-Кипуром (Мишна Рош ѓа-Шана 2:8), где его оппонентом был сам рабан Гамлиэль, а творческий дух - в той же печи Ахная. Но у него было и третье качество, проявленное им в истории с освящением месяца. Третье волокно в тройной нити. Умение уступать.
Tags: талмудическое
Subscribe

  • Искренность

    (р.Исраэль Спира (1899 - 1989) был Блужовским ребе. В годы войны он потерял всю семью, находился в нескольких концлагерях, включая Берген-Бельзен,…

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • Харедим и вакцина

    На харедимном сайте "Кикар ѓа-шабат" в откликах на сообщения о коронавирусе - дискуссии за и против прививок, как везде. Аргументы антиваксеров -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment