Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Category:

Идеология боэтусеев

В талмудической литературе боэтусеи (ביתוסים) часто отождествляются с саддукеями (צדוקים) или путаются с ними. Так, в тех местах, где в Мишне и Тосефте упоминаются боэтусеи, в Талмуде вместо них - саддукеи (по крайней мере, в изданиях). Боэтусеями мы их называем, потому что отождествляем с последователями Шимона бен Боэтуса:
Modern scholars however consider this account to be
legendary and they ascribe the origin of the Boethusians to
the high priest Simeon b. Boethus who was appointed high
priest by Herod the Great in 24 B.C.E. (Jos., Ant., 15:320), in
succession to Joshua b. Phabi, in order to afford him a suitable
status, as he desired to marry Herod’s daughter, Mariamne II...
Other Boethusian high priests included Joezer and
Eleazar b. Boethus (Jos., Ant., 17:164, 339), Simeon Cantheras
(ibid., 19:297), Elionaeus b. Cantheras (ibid., 19:342), and
*Joshua b. Gamala.
(EJ 4:33b-43a)
Вот статья из "Оцар Исраэль", перечисляющая все споры мудрецов с боэтусеями.
В ѓалахе они толковали Писание по простому смыслу, противились фарисейским интерпретациям и традициям. В общественной жизни - "горе мне от дома Боэтуса, горе мне от их слуг (бьющих народ)" (Псахим 57а). А каково было их мировоззрение?
Мне кажется, что свет может пролить история полемики с ними рабана Йоханана бен Закая в Менахот 65а, комментирующая отрывок из Свитка Таанит: "с 8 нисана до конца праздника [не только не постятся, но даже] не произносят траурных речей, ибо был в эти дни обоснован праздник Шавуот".
Боэтусеи говорили: Шавуот всегда выпадает на воскресенье. Привязался к ним рабан Йоханан бен Закай и сказал: Глупцы, откуда вы это взяли? Никто не мог ему ответить, кроме одного старца, который пренебрежительно выступил (מפטפט) против него и сказал: Моше, учитель наш, любил евреев. Он знал, что Шавуот празднуют один день, поэтому установил его после субботы, чтобы евреи блаженствовали два дня подряд. Прочитал [рабан Йоханан бен Закай] стих: "Одиннадцать дней от Хорева [до степей Моава]"(Дварим 1). Если Моше так любил евреев, зачем он держал их в пустыне сорок лет, [а не привёл в страну Израиля за одиннадцать дней]? Тот спросил: Раби, ты этим от меня отделываешься? Сказал ему [рабан Йоханан бен Закай]: Глупец! Наша совершенная Тора не подобна вашей пустой болтовне! (И вывел закон из противоречия между двумя стихами).

Воззрения старца-боэтусея интересны. Он выводит свой закон не из простого смысла Писания (как саддукеи), и не из методов толкования (как фарисеи), а из своего понимания социальных задач закона, из намерений законодателя. И кроме того - это важнее - он считает, что закон о празднике Шавуот ввёл не Всевышний в Торе, а Моше-законодатель!
Это не саддукейский подход. Это скорее напоминает Филона Александрийского с его "Моисей-законодатель" и стремлением доискаться до рациональных обоснований закона.
Ещё интересно, что саддукеи названы по традиционному, ивритскому, священническому имени основателя, а боэтусеи - по греческому.
Не были ли боэтусеи (по крайней мере эти) представителями александрийской школы в Израиле?
Tags: талмудическое
Subscribe

  • Явная лажа-4

    ...13. За несколько дней до побега тюремщик подошёл к камере с письмом для Мундаля Инфиата Якуба. Его товарищ подбежал к двери сказал, что Якуб устал…

  • (no subject)

    Я предлагаю моим друзьям в России, принимающим участие в выборах, голосовать сегодня, 17 сентября, пятница. Вот почему. Уже с нескольких…

  • (no subject)

    Ѓилель Мали отмечает, что тема небесного суда, греха и оправдания относится в Танахе и Талмуде к совершенно разным семантическим полям. В Танахе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments