Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Корах

Недавно слушал лекцию Барона Дасберга о Корахе.
Корах стал основной моделью, кодовым именем для всех споров в еврейском народе. р.Йеѓонатан Эйбшюц (жертва спора) цитирует Раши: "Эта глава хорошо толкуется..." и поясняет: каждый раз, когда возникает спор в Израиле, эта глава начинает толковаться и все стороны находят в ней обоснования. Р.Меир из Премышлян (хасидский цадик ещё "простых" времён) также цитирует Раши: "Зачем умный Корах ввязался в эту глупость?" и поясняет: глупость - это стремление быть умным. "Прост будь с Господом, Богом твоим". А р.Буним из Пшисхи так и вовсе говорит: Корах упрекал Моше в стремлении вознестись, а Моше ведь был самым скромным. Так и все противники (מתנגדים) праведника (צדיק) упрекают его именно в том, чего у него вовсе нет. Прямо вот такие термины и употребляет.
По мнению лектора, эту главу нужно воспринимать как прямое продолжение истории разведчиков. После оглашения Божественного наказания народ сказал: "вот мы, поднимемся". А Моше ответил: "Нет, с вами нет Господа". Корах и Датан с Авирамом исходили из разных посылок. Корах полагал, что Моше не прав и Господь есть всегда и со всеми, невзирая на наказания, причём в равной мере. А Датан с Авирамом говорили, что Господа действительно с ними нет, поэтому подниматься и идти в страну Израиля вообще не нужно, даже спустя сорок лет: "глаза народу не выколешь, не взойдём".
Тот же р.Эйбшюц в "Яарот Дваш" толкует Мишну (Авот 5:17), понимая מחלוקת не как מחלקה, а как "спор": Почему сказано "спор Кораха и общины", а не "спор Кораха и Моше"? Потому что сам Корах постоянно спорил со своей общиной, не было у них единства. А потом лектор перешёл к агаде в Бава батра 74а про Рабу бар бар Хану, видевшего место, где их земля поглотила. Привёл очень-очень каббалистический комментарий р.Кука в "Маамрей Реая" и спросил: Если сыны Кораха провозглашают каждый месяц "Моше и его Тора истинны, а они - выдумщики", почему же они не освобождаются от наказания? Вот же раскаяние! И ответил: Потому что Раба бар бар Хана видел две пропасти. И голос из бездны говорил: "Они выдумщики". Они, те, что в другой пропасти, не мы! Вот он, внутренний спор. Каждый месяц их переворачивают, как мясо в котле, и ждут правильных слов. И только когда из пропасти раздастся глас "Мы выдумщики" - наказание будет снято.
Tags: Бемидбар
Subscribe

  • (no subject)

    Элиэзер Лесовой. Подростки на пасхальном Седере. Меир Левинов. Иов и страдание как условие избавления. Менахем Яглом. Зачем спускаться в Египет? Арье…

  • Рогатый Моисей

    Оказывается, Иероним перевёл "каран" как "рогатое лицо" Моше, а не как "сияющее лицо" (как в Септуагинте), потому что нашёл такой вариант в переводе…

  • (no subject)

    На седере среди прочего мы говорили о сыне-злодее и его вопросе "Что это за служение у вас / для вас"? Одно из пониманий: "все ваши действия сейчас -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments