Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Первый педагог

Из субботних разговоров с детьми
История Вавилонской башни типологически похожа на историю Каина, а та - на историю Адама. Во-первых, тем, что ни одна из них не упоминается больше в Танахе. Во-вторых - структурой и ключевыми словами (Вавилонская башня и грех Адама - слова Бога "Вот... один... а теперь...", сравните), особенно это видно при сравнении историй Каина и Адама. В обоих историях происходит грех, потом как бы незнающий вопрос Всевышнего, отпирательство человека, наказание.
И возникла у нас теория: вообще-то Адам должен был детям уши прожужжать про заповедь, грех, наказание и раскаяние. Но из того, что его сын типологически повторяет его путь, может следовать то, что ему НЕ прожужжали уши. Его, похоже, вообще не учили! Поэтому он, как ребёнок, обижается на то, что Бог предпочёл жертву брата, и начинает брата колотить. И как ребёнок же, огрызается всесильному Богу: "Откуда я знаю, где вообще этот Ѓевель, усвистал куда-то, наверное".
Как же это отец не учил сына? А вот так. В истории Каина и Ѓевеля - обратите внимание - вообще не упоминается Адам, кроме акта "познания". Только Хава, да и та - родила и замолчала. Откуда Адам должен был знать, что детей нужно учить? Вокруг него были только животные, которые в большинстве своём не учат своё потомство. И уж тем более этим не занимается самец, в лучшем случае самка. А самец - сделал дело и пошёл пастись. Да и самого Адама никто никогда не учил, он появился готовым и разумным. Поэтому Каин наступил на те же грабли.
Сам же Каин, наученный горьким опытом, строит город и называет его так же, как своего сына: Ханох, от того же корня, что "воспитывай (ханох) юношу по его природе" (Мишлей).
Tags: Берешит, глава Берешит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments