Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Ещё о мишнаитском иврите

Ещё одно доказательство того, что в III в. н.э. мишнаитский иврит был разговорным - история р.Йоханана и Реш-Лакиша. Если верить агаде (Бава мециа 84а) об их встрече, Реш-Лакиш пришёл в мир Торы совершенно извне, из разбойничьей шайки. Их первая беседа с р.Йохананом (как и последняя) проходит на арамейском. Р.Йоханан учил Реш-Лакиша Торе, т.е Писанию и Мишне (אקרייה ואתנייה). Впоследствии во всём Талмуде они ведут ѓалахические дискуссии на мишнаитском иврите. Но нигде не сказано, что Реш-Лакиша нужно было отдельно учить языку мудрецов! Значит - он знал мишнаитский иврит, ещё будучи разбойником, но на светские темы предпочитал беседовать по-арамейски, и до, и после.
А вот доказательство того, что в I в.н.э. этот язык не воспринимался как достойный письменных произведений. Мегилат Таанит. Фарисейское ѓалахическое произведение, написано несколькими годами после разрушения Храма, кажется - и по-арамейски. То, что не на библейском иврите - понятно, это язык саддукеев и кумранитов. Но и не на мишнаитском! На этом языке, кроме Бар-Кохвы, видимо, никто не писал до эпохи редактирования больших мидрашей. Только говорили.
Почему Бар-Кохва на нём писал - до сих пор не понимаю.
Tags: иврит
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments