Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Логико-ѓалахический вопрос

Тора запрещает воровать, это во-первых. ספק דאורייתא לחומרא - сомнение по поводу заповеди Торы решается к устрожению, это во-вторых. Значит, если человек сомневается, ему ли принадлежит имущество, находящееся в его распоряжении, то есть не краденое ли оно, он должен немедленно отдать его возможным хозяевам!
С другой стороны, המוציא מחברו עליו הראיה - желающий получить имущество, находящееся в распоряжении другого, должен предоставить доказательства, иначе этот другой ничего не должен ему отдавать, даже לפנים משורת הדין!
Как решить эту проблему?
Рав Шимон Шкоп ("Шаарей йошер" 5:1) решает её так. Существуют общечеловеческие имущественные законы - "мишпатим", которые обязывали бы нас, даже если бы не была дана Тора. По этим законам человек является хозяином имущества, что в его распоряжении, пока не доказано обратное. Это правило является частью Торы - חזקת ממון. А заповедь "не воруй" является "надстройкой" на этом базисе, поэтому сомнение в этой заповеди не может отменить "презумпцию владения".
Можно ещё порассуждать о словах рава Папы "פריעת בעל חוב מצוות" (Арахин 22а), но это потом.
Tags: ѓалаха
Subscribe

  • (no subject)

    "Перевод Торы на греческий подобен изготовлению золотого тельца, ибо Тору невозможно перевести точно" (Софрим, 1:7). И дело не только в том, что…

  • (no subject)

    Эту фразу я перевёл как "...оставим это всяким завзятым софистам, весьма надменным и никогда не передумывающим" (с помощью словаря E.A.Sophocles).…

  • (no subject)

    В Талмудах и мидрашах слово "заповедь" иногда используется в узко-референтном значении: "определённая, всем известная заповедь". И это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments