Имян Отчествович Фамильев (nomen_nescio) wrote,
Имян Отчествович Фамильев
nomen_nescio

Categories:

Ещё к недельной главе Берешит

Во всей первой главе книги Берешит говорится о том, что мир сотворил אלהים. Обратите внимание, без определённого артикля. А без артикля это слово переводится "бог", с маленькой буквы (в Танахе куча примеров). Какой-то бог.
Поэтому у древнего читателя этого текста сразу же возникает вопрос: а какой бог сотворил мир? Может, Баал? Может, Мардук? Может, Ра? Наш бог - или их бог? Пока мне не скажут, кто именно из нашего или соседского пантеона отвечает за миротворение, последовательность этого миротворения нам не очень важна. Светила в четвёртый день, свет в первый - неважно. В мифе всякое бывает. Вы главное скажите: чей это миф, какого народа?
А на этот вопрос отвечает вторая глава. Недаром там говорится ה' אלהים. Аппозитивный оборот, если по-русски. Тетраграмматон-бог. Точнее, "Тетраграмматон, который является богом".
И тут древний читатель удивляется вторично: а такого бога я не знаю! Нету его в нашем пантеоне!
А это - известный нам по мидрашу вопрос фараона: "кто такой Господь? Нет его в моём списке богов!" и ответ Моше: "И неудивительно!"
И отсюда начинается вся еврейская теология.
Tags: Берешит, глава Берешит, еврейская философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments